логотип

Полоцкая Государственная общеобразовательная средняя школа №14


Главная страница >>Наш микрорайон

Добро пожаловать к нам в гости!

Озеро Воловое

  

  Самые ранние сведения о территории нашего района относятся к временам язычества, примерно к IX веку. Речь идёт о Воловом озере. Теперь это небольшое, зарастающее  озеро, ранее оно было большим и  более  глубоким. Находится оно на линии от Спасского  монастыря  и  ст. Громы. Есть легенда, приведённая в работе Без-Корниловича, на которую опирается  и  археолог  Поболь А.Д., что в районе этого озера  было в  древности  капище  Перуна   и  Бабы  Яги.  Это предание вошло  в  Белорусскую Советскую энциклопедию. Непонятно только, почему капище было так удалено от замка и посадов.  Поболь А.Д. предполагает, что оно туда  было перенесено после крещения жителей города. 

           В  1563   году во время ливонской войны 16 в. именно    около этого озера располагался  лагерь Ивана Грозного,  когда он прибыл с войсками и осадил Полоцк.

            В этом же районе в 1574 году в августе месяце располагался лагерь Стефана Батория, когда он подошёл к Полоцку и вёл его осаду, штурмовал его замки.

            Здесь же располагались русские войска  в  октябре 1812 г.  под  командованием  графа  Витгенштейна для штурма города с востока. 5 октября 1812 г. передовые отряды наполеоновских войск были оттеснены с занимаемых ими позиций.

          В 11 часов утра на всём протяжении между Полотой и Воловым озером развернулось кровопролитное сражение. Сражение всё более перемещалось ближе к Полоцку, т.к. французы, не выдержав напора русских войск отступали под защиту городских укреплений. К ночи сражение затихло. Русские войска расположились у селения Громы.

         После 1917 года, с началом строительства социалистического общества, стал вопрос о строительстве городов для жителей этого нового общества, о ликвидации узаконенной веками классовым обществом противоположностей  между центром города и его окраинами, т.е.  где жили  привилегированные  классы и где жила и трудилась  масса эксплуатируемых людей. Было принято  решение о создании  генеральных планов строительства  и реконструкции городов  на 15-20 лет.  Планы  эти  утверждались    правительством   СССР.  Для Полоцка генеральный план был составлен  в  1937-39 г.г. архитектором  Раппопортом.  По плану собирались очистить Воловье озеро и создать в этом районе парк. Начавшаяся  Великая Отечественная война разрушила все планы.

 

Памятник И. Айтыкову

Памятник АЙТЫКОВУ ИЗГУТТЫ КУРМАНБАЕВИЧУ на улице Суворова. Герой Советского Союза И.К.Айтыков родился 20.01.1922 года в селе Солдатское Уланского района Восточно-Казахстанской области, в крестьянской семье. Член КПСС с 1944 года. На фронте с мая 1942 года 1-ый  стрелковый батальон, 158-го стрелкового полка 51-ой стрелковой дивизии 22-го стрелкового корпуса 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта. 22 июня 1944 года прорвал защиту врага в районе д. Филипповка Шумилинского района и с боями прошел по тылам противника 6 км. Комсорг батальона гвардии старшина И.К.Айтыков в этих боях уничтожил три дзота, блиндаж, тягач, пушку противника. С 3 июля 1944 года батальон ворвался в Полоцк, в числе первых форсировал Западную Двину и отражал контратаки врага до полного освобождения города. И.К.Айтыков погиб 25 июля 1944 года в бою за г.Зарасай Литовской ССР, там похоронен. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 года. Памятник-бюст на фоне стэллы Изгуты Айтыкову Герою Советского Союза установлен в 1969 г. у здания полоцкого мясокомбината.

Железнодорожный сад им. Л. М.  Кагановича

 

В довоенные годы микрорайон Громы был малонаселённым. Стояли 2 военные части, одной из них являлся кавалерийский полк. Построек было мало: несколько бараков на улице Невельской, остальная территория была заболочена. Но самым красивым культурным островком микрорайона был сад им. Л.М. Кагановича. В то время он был единственным в городе парком культуры и отдыха. Его помнят не только долгожители нашего микрорайона, но и жители всего г. Полоцка и Полоцкого района.

Парк работал в субботу, воскресенье, а иногда и в будние дни. Постоянно играл духовой оркестр, в праздничные дни - военный оркестр. С концертами приезжали артисты из разных городов. Работала единственная открытая танцевальная площадка, вход на которую стоил 3 рубля, вход в сад - 1 рубль. После 1961 года цена составила 20 копеек.

Работали волейбольная и баскетбольная площадки. Все желающие поиграть обращались к заведующему садом, и им выдавался мяч.

На территории сада находился буфет, где продавались спиртные напитки, бутерброды, газированная вода и мороженое. По праздникам ассортимент продаваемой продукции был шире. Но молодёжь в то время считала неприличным употреблять спиртное в общественных местах. Буфет закрывался за 1 час до окончания танцев. Вечер танцев заканчивался в 24.00 гимном, который звучал по радио.

Для людей пожилого возраста и родителей сад был местом, где можно было отдохнуть, а детям - поиграть на игровых площадках.

Очень часто привозили кино, билетов перед сеансом практически было не достать, приходилось за 2 часа занимать очередь в кассу. В это время дети пытались проникнуть в парк и занять место на заборе.

Со временем, когда открывались новые площадки в городе, большинство молодых людей потянулось туда. Процветающий в то время авторемонтный завод предлагал железной дороге передать сад в его ведомство, но разрешение не было получено. И когда построилась наша школа (1974 год), сад полностью прекратил своё существование. Жители нашего микрорайона помнят восхитительные моменты своей молодости, прошедшие в этом историческом и культурном природном месте, сожалеют о прекращении его существования и мечтают о возрождении в нынешнее время.

 

Железнодорожная больница и аптека

      Железнодорожники всегда много внимания уделяли медицинскому обслуживанию. При Николаевском вокзале был медицинский пункт. На фотографии вы можете увидеть здание старой железнодорожной больницы, открытой в 1945 году, сразу же после войны. Здесь находилось терапевтическое, детское, хирургическое отделение. В 1947 году в медицинском объединении уже работало 16 врачей.

С постройкой нового здания в микрорайоне Новка железнодорожная больница была перенесена туда. Напротив здания больницы находилась аптека, которая действует до настоящего времени, её вы можете увидеть на фото внизу.  Иван Петрович Дейнис так пишет в своей рукописи: «сильно укрепились медицинские учреждения  накануне войны. Работало  2 больницы: одна  городская, которая  обслуживала и районы (им. Ленина),   и железнодорожная в Громах. Обе были расширены.

 

 

Братская могила

  Недалеко от сш №12 на старом Громовском кладбище находится братская могила советских воинов, где похоронены 519 защитников г. Полоцка, погибших в Великую Отечественную войну.

  Уход за памятником осуществляют учащиеся СШ № 14. Во время праздников: 23 февраля, 9 мая, 3 июля - у памятника проводятся торжественные митинги, в которых принимают участие представители городской исполнительной власти, военнослужащие, члены трудовых коллективов предприятий микрорайона, учащиеся.  Звучат мелодии военных лет  в исполнении школьного духового оркестра.

 

Железнодорожная мужская гимназия 

В Громах работала железнодорожная мужская гимназия  при ст. Полоцк-2 . Открыта она была перед  войной   в  1914 году . (бывшее здание вечерней школы №5. ). В настоящее время здание передано в ведение епархии.

    Недалеко от этого места находится улица, названная в  честь выпускника средней школы № 14 Гукова Сергея Ивановича 1969 г.р.. В 1985 г. Сергей окончил 8 классов, работал слесарем  на авторемзаводе. В мае 1987г. был призван в армию, направлен в Туркестанскую военную округу. С 3 ноября 1987г. – в Афганистан. Службу проходил как полевой стрелок. Погиб 11 июня 1989г. при обороне дороги, по которой советские войска выводились из Афганистана. Похоронен в д. Конный бор Полоцкого района. Посмертно награждён орденом Красного знамени.

 

Железнодорожный вокзал

Появление и существование микрорайона Громы тесно связано со строительством Рига - Орловской железной дороги.

      В 1910 году город делился  на 5  частей: Верхний замок, Нижний замок, город   (центральная часть) , Задвинье ( южная часть) и  Заполотье  (западная часть).  К  1917  году официально добавилась шестая  -  Громы (район у Николаевского вокзала).  Почти  каждая  из  частей города  имела площадь.  В  Громах  была  Привокзальная.

       В 1905 г. на станции Николаевской дороги (Громы) построено просторное 2-х этажное здание вокзала. В 1906 г. к 2-х этажному зданию пристраиваются одноэтажные флигели. Вокзал после его постройки назывался  “Полоцк-2” и имел прямую связь  с  вокзалом города  “Полоцк-1”. Для пассажиров при пересадках служила так называемая “передача” – небольшой поезд из классных вагонов, курсирующих между двумя вокзалами.

        Во время войны с белополяками в 1920 на ст. Полоцк-2 были бараки, где      разместили “Пленбеж”. Сюда поступали пленные и беженцы для переправы их в Польшу и Литву. В определённый день  наши белыми флагами сообщали польской стороне, чтобы прекращали огонь и высылали своих представителей. Они по спискам  сверяли, куда следует и откуда, принимали их и под своим конвоем уводили на Задвинье для дальнейшей отправки. Затем представители командования расходились по своим берегам и вновь возобновлялись военные действия. Один раз процедура передачи была сфотографирована: на снимке были запечатлены  представители нашего командования  и польского. Говорили потом, что за это фотографирование наши имели неприятности  от  Ревкома. Летучка была должна пройти отрезок открытого  для обстрела  поляков пути. Поляки обстреливали летучку  артиллерией и пулемётным  огнём,  когда   она  проходила  по  открытому месту от Витебской рогатки до поворота на Полоцк-2.

Вид Николаевского вокзала после освобождения города Полоцка

Во время  Великой Отечественной войны  1941-1945 годов вокзал и ряд служб были взорваны немцами . Теперь пассажирская ст. Громы ликвидирована, все  пассажирские  поезда  отправляются  с  городского вокзала, от него сделаны выездные пути прямо на железнодорожный мост  через Двину  

   Сейчас Вы видите современное здание вокзала, которое было построено после войны. Вокзал стал называться  “Станция Громы”.  Сейчас в этом здании находится отделение Беларусбанка, пост пожарно-стрелковой службы, опорный пункт правопорядка, служебные помещения ст. Полоцк, котельная, которая отапливает всю Железнодорожную улицу.

Поиск

Новости

11 декабря 2010 года в школе проводился День здоровья.

9 декабря в школе состоялось родительское собрание по теме "Правовое и профессиональное воспитание учащихся".

C 30 ноября по 6 декабря Прошёл ряд мероприятий под девизом "Поделись теплом души своей" приуроченных ко Дню инвалидов.

20 ноября 2010 года в УО ПГОСШ №14 сосоялось музыкально-теарализованное представление "Посвящение в музыканты" для первоклассников музыкального отделения и их родиелей.

 

Ссылки



© 2009-2010
Created by Napalm
Рейтинг@Mail.ru

Наш адрес: г. Полоцк, ул. Ленинградская,87А

Телефон:44-71-11
E-mail: pschool14@mail.ru

Hosted by uCoz